Объектив для предметной съёмки

Дата: 2014.11.14

Объектив, как и фотоаппарат, является основным инструментом фотографа. Выбор объектива, как и выбор фотоаппарата, зависит от желаемого результата съёмки.

Если требования к фотографии не очень высокие, то вполне достаточно обычного зум-объектива. Для получения более качественных профессиональных снимков используют объективы с постоянным фокусным расстоянием (фикс-объективы).

Зум-объективы содержат большее количество элементов и движущихся блоков, за счёт этого может появляться больше различных искажений. Фикс-объективы рассчитаны на определённое фокусное расстояние, их схема проще, это позволяет получить более качественные и резкие фотографии.

Ещё одним отличием фикс-объективов является их большая светосила, по сравнению с зум-объективами. Светосила характеризует светопропускную способность объектива, она равна отношению диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию. Светосила объектива важна при недостатке света, а также при съёмке с малой ГРИП, например, в портретной фотографии. В предметной фотографии съёмка на открытых диафрагмах производится крайне редко, так как в большинстве случаев требуется большая ГРИП, чтобы весь объект съёмки был в зоне резкости. В этом случае преимущество в светосиле не оказывает влияния на качество фотографий.

Для предметной съёмки наиболее подходящими являются макрообъективы. Их конструктивные особенности позволяют фотографировать в масштабе до 1:1, при этом их минимальное расстояние фокусировки меньше, чем у обычных объективов. В отличие от обычных объективов, макрообъективы позволяют получить более резкое изображение на небольших дистанциях съёмки и лучше передать мелкие детали, что в предметной фотографии немаловажно.

Фокусное расстояние объективов для предметной съёмки обычно находится в пределах от 50 до 120 мм.

Фокусное расстояние и размер матрицы фотоаппарата

Съёмка с одним и тем же объективом, установленным на фотоаппарат с полнокадровой или неполнокадровой матрицей, будет отличаться. Для фотоаппарата с неполнокадровой матрицей рассчитывается эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР), равное произведению фокусного расстояния объектива и кроп-фактора матрицы. Например, для фотоаппарата с кроп-фактором 1,6 и объектива с фокусным расстоянием 100 мм: ЭФР = 100×1,6 = 160 мм. Для съёмки крупных предметов с таким фокусным расстоянием потребуется фотографировать с довольно большого расстояния, что не всегда бывает удобно.

На схеме показана зависимость дистанции съёмки от размера матрицы:

Зависимость дистанции съёмки от размера матрицы

Объект съёмки находится на расстоянии L от объектива. На схеме видно, что при съёмке с неполнокадровой матрицей угол обзора объектива α1 меньше угла обзора при съёмке с полнокадровой матрицей α, хотя фокусное расстояние объектива осталось без изменения. Из-за этого объекты съёмки не полностью помещаются в кадр. Для того, чтобы поместить все объекты в кадр неполнокадровой матрицы, необходимо увеличить дистанцию съёмки до L1, равной произведению L и кроп-фактора матрицы.

Размер объекта съёмки и фокусное расстояние объектива

При съёмке мелких предметов (например, небольших ювелирных изделий) целесообразнее пользоваться объективами с фокусным расстоянием около 100 мм. При этом фотоаппарат находится на большем расстоянии до объекта, это удобно для расстановки осветительного оборудования в зоне съёмки. Кроме того, при увеличении дистанции съёмки уменьшаются перспективные искажения, которые могут выражаться в искажения формы объектов на фотографии.

На снимках показана разница в искажениях формы предмета при изменении дистанции съёмки, вследствие изменения фокусного расстояния:

На увеличенных фотографиях видно, что при F=60 мм искажения формы больше, чем при F=100 мм, так как расстояние до объекта при F=100 мм увеличилось.

При съёмке крупных предметов возникает обратная ситуация, когда за счёт большого фокусного расстояния увеличивается дистанция до объекта. Это может вызывать определённые неудобства. А в некоторых случаях съёмка может быть совсем невозможной, например, в условиях небольших помещений или если съёмка производится с высокого ракурса.

 

При выборе объектива следует обратить внимание на его качество. Для изготовления профессиональных объективов применяют качественное стекло и материалы корпуса. Объективы любительского уровня для уменьшения его стоимости делают из более дешёвых материалов, вместо металла применяют пластик. Такие объективы даже внешне можно отличить, они обычно легче профессиональных.

Но оценить качество объектива невозможно, ориентируясь только на его цену и применяемые материалы. Лучший способ проверки объектива — это сравнение фотографий, полученных с разными объективами. Если нет возможности лично сделать фотографии, существуют сайты, публикующие фотографии, сделанные различными моделями фотоаппаратов и объективов. Кроме этого, на некоторых сайтах можно найти сравнительные тесты, и, ориентируясь на них, выбрать подходящий объектив.

При покупке объектива некоторые его характеристики, такие как резкость и точность фокусировки, можно проверить при помощи тестовых таблиц.

Другие работы: